Воскресенье, 05.05.2024, 02:59
Сайт учителя физики МОУ "Гимназия № 24" города Магадана


Савченко Натальи Владиславовны
Меню сайта
Мини-чат
Калькулятор
Теги
базовый уровень профильный уровень стандарт физика Урок 10 класс термодинамика 8 класс тепловые двигатели
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 40
Полезные ссылки
Форма входа
Поиск

Авторская программа элективного курса по физике

«Изучение физики с учетом природных и экологических особенностей Магаданской области» 

(для 9, 10 классов).

 

Проблемы, решению которых будет способствовать разработка. Ее актуальность и новизна. Сфера использования. Круг пользователей.

Школа является колыбелью, находясь в которой, человек получает основные навыки и компетентности, необходимые для его  подготовки к продолжению образования, конкурентоспособности на рынке науки, инновационных технологий, труда. Таким образом, решение проблемы получения высококвалифицированных специалистов, лежит у истоков образования.

Школа – в широком смысле этого слова – должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности. Этому должна способствовать разработка нового содержания образования в соответствии с идеями вариативности, включая региональный компонент по предметам учебного плана.

Региональный компонент содержания образования направлен на обеспечение особых потребностей и интересов отдельных субъектов Российской Федерации, и включает в себя содержание образования, в котором отражено национальное и региональное своеобразие. На его изучение в проекте стандарта по физике отводится не менее 10% всего учебного времени. Процесс наполнения компонента находится в стадии разработки, и каждый регион по-своему видит особенности содержания регионального компонента изучения предмета физики.

Анализ публикаций, посвященных национально-региональному компоненту в России (Москвы, Марий Эл, Коми, Смоленской, Владимирской, Рязанской, Вологодской, Пермской областей, Республики Саха и др.), показал, что на сегодняшний день методика реализации национально-регионального компонента по физике в практике обучения разработана недостаточно в силу ряда противоречий:

ü      между нормативным введением национально-регионального компонента (НРК) в регионах с целью повышения качества обучения и отсутствием целостной концепции НРК содержания школьного предмета физики в основной общеобразовательной школе;

ü      между заявленным введением национально-регионального компонента школьного предмета физики и отсутствием его соответствующего учебно-методического обеспечения;

ü      между необходимостью реализации национально-регионального компонента школьного физического образования в основной школе и недостаточной для этого профессионально-методической подготовкой учителя.

Работа, которая мною проводилась на протяжении ряда лет, направлена на преодоление названных противоречий. Ее результатом явилась разработка программы элективного курса и ее учебно-методического обеспечения.

Идея отбора регионального содержания физического образования для усиления практической (прикладной) направленности курса физики оформилась в процессе поиска материалов для организации проектной деятельности учащихся с 2000 по 2005 год. Разработка, апробация и внедрение программы в учебный процесс происходили до 2010 года. Программа элективного курса «Изучение физики с учетом природных и экологических особенностей Магаданской области» разрабатывалась и апробировалась с учетом стандартов образования второго поколения. Она нацелена на изменение деятельности учащихся, усвоение норм современного мышления и мировоззрения, приобретения метапредметных знаний, обеспечение более глубокой дифференциации обучения.

Актуальность использования регионального компонента в изучении физики, на мой взгляд, была обозначена во время проведения круглого стола Печеным Владимиром Петровичем в рамках научно-практической конференции «Проблемы формирования инновационной экономики региона», проводившейся в городе Магадане 2-3 декабря 2009 года под председательством Дудова Николая Николаевича, губернатора Магаданской области, на которой я выступала в качестве докладчика. Выступающими были обозначены основные проблемы образования в Магаданской области. Основной упор был сделан на нехватку учащихся, способных заниматься техническими дисциплинами, которые могли бы по окончании ВУЗов и средних специальных учебных заведений восполнить недостаток кадров. Одна из причин  недостаточная работа по формированию у учащихся чувства ответственности за судьбу родного края, понимания престижности профессий, востребованных в регионе. Выпускники предпочитают покидать регион и получать специальность, пусть даже технического направления, в центральных районах страны, где они впоследствии и остаются. Повышение качества физического образования важное условие мотивации выпускников на получение инженерно-технических специальностей.

Ежегодная одноразовая ярмарка профессий не позволяет в полной мере раскрыть для выпускников возможности  и потребности региона. Кроме того, классов естественно-математического профиля в школе у нас нет. Значит та часть учеников, которые хотели и могли бы получить профессию политехнической направленности остаются в несколько незавидном положении. Современные требования, предъявляемые к школьным программам, стремление снизить учебную нагрузку, привели к уменьшению количества часов, отводимых на изучение физики, что не позволяет в полной мере изучить отдельные темы, методику решения задач, выполнить практические работы.

И это проблема не только нашей гимназии. Поэтому, одной из основных задач школы является установление равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся, удовлетворение разнообразных познавательных интересов школьников, выходящих за рамки выбранного ими профиля, расширение возможности их социализации.

С этой целью необходимо использовать все возможные способы, которые позволят приблизить уровень обученности учащихся к необходимому для поступления в политехнические образовательные учреждения.

Объективная необходимость решения обозначенной проблемы, недостаточная теоретическая и практическая ее разработанность, возрастающая актуальность определили содержание программы элективного курса.

Цели разработки.

Основные цели разработки элективного курса:

·  создание педагогических условий для успешной социализации личности, профессионального самоопределения и непрерывного образования в условиях региона;

·  ориентация общего образования на реализацию социально-экономической стратегии развития региона;

·  обеспечение единого  образовательного пространства на территории области через развитие сотрудничества общеобразовательных учреждений, средних и высших учебных заведений, академических институтов.

Курс преследует несколько целей:

·  повышение качества обучения физике учащихся основной общеобразовательной школы, уровня познавательного интереса учащихся к физике;

·  предоставление учащимся возможности удов­летворить индивидуальный интерес к изучению практических приложений физики в Магаданской области в процессе познавательной и творческой деятельности;

·  знакомство  на практике с такими видами деятельности, кото­рые являются ведущими во многих инженерных и технических профес­сиях региона, связанных с практическими применениями физики;

·  предоставление учащимся информации о возможных путях продолжения образования на территории области, города, региона.

Основные задачи, решаемые внедрением разработки.

§  овладение учащимися знаниями о современной научной картине мира, о широких возможностях применения физических законов для объяснения природных и экологических особенностей Магаданской области, физических процессов, протекающих в условиях региона;

§  формирование познавательного интереса к физике (на основе практической направленности курса), развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе самостоятельного приобретения знаний с использованием различных источников информации, осознанных мотивов учения;

§  совершенствование умений и навыков самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления в ходе выполнения программы курса (выполнение лабораторных работ, изучения, отбора и систематизации информации, подготовка реферата, презентации);

§  подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии;

§  воспитания навыков сотрудничества в процессе совместной работы, предоставления учащимся возможности осознания своих способностей к освоению предметной деятельности, работе в парах, группах;

§  повышение информационной, коммуникативной, экологической культуры,  опыта самостоятельной деятельности;

§  воспитание духовности и нравственных основ личности.

Ожидаемые результаты от внедрения.

Требования к уровню подготовки учащихся

После изучения курса учащиеся должны:

Знать:

Ø      основные понятия и положения теорий, законов, правил, формул, общепринятых символов обозначения физических величин, единиц их измерения;

Ø      применения основных достижений физики в жизни региона, физические законы;

Ø      Понимать роль физики в жизни, науке и технике, смысл и сущность физических законов.

Уметь:

Ø      объяснять физический смысл явлений, процессов, особенностей, характерных для нашего региона;

Ø      работать со средствами информации, в том числе компьютерными (рефераты, доклады, справочники); готовить сообщения и доклады и выступать с ними, оформлять их в письменном и электронном виде, применять различные физические законы при решении задач, решать тестовые задачи, выполнять творческие экспериментальные задания и делать выводы.

 

Ожидаемый результат введения курса:

Ø      формирование ключевых компетенций

В области учебных компетенций:

Уметь:

Ø      организовывать процесс изучения и выбирать собственную траекторию образования;

Ø      решать учебные и самообразовательные проблемы;

Ø      связывать воедино и использовать отдельные части знаний.

В области исследовательских компетенций:

Уметь:

Ø      получать и использовать информацию;

Ø      обращаться к различным источникам данных и их использовать;

Ø      использовать различные способы поиска и систематизации информации из различных  источников.

В области социально-личностных компетенций:

Уметь:

Ø      видеть связи между теоретическими знаниями по физике и их практическим применением в регионе.

В области коммуникативных компетенций:

Уметь:

Ø      выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей;

Ø      выступать перед аудиторией (опыт публичного выступления);

Ø      читать и интерпретировать графики, диаграммы и таблицы данных;

Ø      быть готовыми к сотрудничеству, уметь работать в команде.

 

Отсроченный результат введения курса:

Ø      осознанный выбор профильного обучения;

Ø      участие в научно-практических конференциях;

Ø      личностный рост учеников.

Содержание разработки.

Программа элективного курса включает пояснительную записку, содержание курса, календарно-тематическое планирование, список литературы и Интернет-ресурсов. Содержание курса физики старших классов представлено в виде четырех фундаментальных теорий: механики, молекулярной физики, электродинамики, квантовой физики. При изучении теорий должна быть обеспечена целостность усвоения этих систем знаний. Для развития школьников средствами предмета это имеет первостепенное значение. Содержание данного элективного курса полностью соответствует содержанию основного курса физики.

В разделе планируемые результаты собраны  требования к уровню подготовки учащихся, рекомендуемые темы проектных и исследовательских работ, перечень запланированных экскурсий и требования к оформлению отчетов к ним.

В дополнительных элементах программы учитель может найти учебно-методическое обеспечение программы, методические рекомендации к проведению занятий, поурочное планирование по всем темам с представлением видов деятельности учащихся и учителя на занятиях, методикой, необходимым оборудованием и предполагаемыми результатами деятельности, примеры задач, решаемых в ходе изучения курса. Раздел приложения включает материалы для дополнительного чтения по всем изучаемым темам, направленные на освещение изучаемых явлений именно в плане географических, климатических, экономических и других особенностей региона.

Для проведения занятий элективного курса наиболее целесообразным является использование нетрадиционных, активных форм обучения (конференций, дидактических и ролевых игр, дискуссий, круглых столов, семинаров, экскурсий и т.п.). При подготовке к этим занятиям представляется возможность учесть самые разнообразные интересы учащихся, что позволяет не только повысить заинтересованность в изучении физики, но и развивать познавательный интерес как личностное качество.

Методы и формы обучения на элективных курсах определяются требованиями профилизации обучения, учетом индивидуальных способностей, развитием и саморазвитием личности. В связи с этим можно выделить основные приоритеты методики преподавания:

  • междисциплинарная интеграция (география, биология, химия, ОБЖ, экономика), содействующая становлению целостного мировоззрения, раскрывающая экологический и практический аспекты изучаемого раздела физики на принципе природосообразности;
  • обучение через опыт и сотрудничество;
  • интерактивность (работа в малых группах, имитационное моделирование, метод проектов);
  • методы научно-ориентированной педагогики в обучении;
  • лидерство, основанное на совместной деятельности, направленное на достижение общей образовательной цели.

Данные методы синтезируется и обогащаются технологиями проблемного, развивающего и личностно ориентированного обучения на основе совокупности подходов: системного, компетентностного, деятельностного.

Оценка результативности данного курса предполагает не только оценивание ЗУНов, но в большей степени уровня самостоятельности, творчества учащихся, умения представлять свои результаты, поэтому итоговое занятие строится в форме мини-конференции, на которой учащиеся защищают разработанные в ходе прохождения элективного курса проекты.

Продолжительность реализации (внедрения разработки).

Срок реализации программы – 1 год.

Дополнительные возможности реализованной разработки.

Реализуемые на основе программы, формы и методы организации занятий создают благоприятные условия для развития одаренности детей, вовлечение их в творческую, научно-исследовательскую  деятельность. В рамках проектной деятельности учащиеся приобретают опыт организации собственной деятельности. Обязательным участником проекта является педагог. Он выступает в роли консультанта или может быть полноправным участником проекта.

Учебные проекты должны иметь в основном прикладной характер. Их результаты могут быть использованы для решения различных проблем региона, особенно, если речь идет о ситуациях локального масштаба. Большое значение имеет обязательное публичное представление результатов проектной деятельности учащихся. С одной стороны, это важно для приобретения учащимися опыта, с другой - происходит формирование общественного сознания. Любая деятельность в этой сфере имеет выраженный социальный характер.

Особую привлекательность для учащихся научно-исследовательская деятельность приобретает тогда, когда ее результаты становятся востребованными вне школьных стен. Поэтому выбор темы исследования является одним из самых важных моментов в работе с одаренной молодежью. Инновационность, прикладное значение работы определяет заинтересованность учащегося  и дальнейшее ее продвижение.

Эффективность описываемых методов работы подтверждается тем, что на протяжении многих лет мои ученики являются активными участниками  и призерами городских научных конференций. Некоторые из них становятся лауреатами и победителями конкурсов всероссийского масштаба. Количество детей, желающих заниматься исследовательской деятельностью, возрастает с каждым годом, появляются интересные идеи.

Поиск по сайту
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2024Конструктор сайтов - uCoz